ИЯСУ I
Том XXVIII , С. 677-679
опубликовано: 25 ноября 2016г.

ИЯСУ I

[Иясу Великий; эфиоп.  ] (1658/59-13.10.1706), царь Эфиопии (19 июля 1682 - 16 марта 1706), причислен Эфиопской Церковью к мученикам (пам. эфиоп. 5 тэкэмта (2 окт.)). И. считается наиболее выдающимся представителем Гондарской династии и одним из самых значительных правителей среди Соломонидов (1270-1974). Род. от царя Иоанна I и царицы Сабла Вангель, был наречен Иясу в честь Иисуса Навина; при вступлении на престол принял тронное имя Адьям Сагад (    , букв.- «края поклонились»).

И. стал наследником престола в 1676 г., после кончины старшего сына Иоанна I Юста, и был вовлечен в церковно-политический конфликт между сторонниками доктрин «соединения» и «помазания» (см. «Соединения» и «помазания» доктрины). Группа придворных, сочувствовавшая «помазанникам», настроила И. против отца, и в нач. 1681 г. он, бежав из Гондара, укрылся у вождя одного из племен галласов (оромо). Однако вскоре И. примирился с отцом, вернулся в столицу и был назначен наместником обл. Сымен. После церковного Собора в Аринго (окт. 1681), на к-ром восторжествовали приверженцы «соединения», И. снова бежал, но был схвачен и посажен под домашний арест. В день неожиданной кончины Иоанна I (19 июля 1682) И. был провозглашен царем. В 1683 г. он обвенчался с Валатта Сион, представительницей влиятельного рода из сев. обл. Тигре, и тем самым привлек на свою сторону знать этого региона. Однако все сыновья И., четверо из к-рых стали царями, были рождены наложницами.

Взойдя на трон, И. не чувствовал себя обязанным сторонникам «помазания», а твердых богословских убеждений в этом вопросе у него, видимо, не было. Поэтому «годжамских изгнанников» (приверженцев доктрины «помазания» из обл. Годжам, изгнанных из мон-рей по решению Собора в Аринго (1681)) он не вернул из ссылки, а подготовку очередного Собора доверил сторонникам «соединения», среди которых выделялась конгрегация монастыря Дэбрэ-Либанос, издавна служившая опорой Соломинидам. Из-за противодействия «помазанников» намеченный на окт. 1684 г. Собор не состоялся. Так, они сообщили митр. Синоде (Шенуте) о посольстве царя к копт. патриарху с просьбой прислать др. митрополита (Марк IV прибыл в Эфиопию в 1689), и И. пришлось объяснять Синоде, что он не собирался его смещать, а хотел не допустить того, чтобы в этих сложных условиях кафедра митрополита осталась вакантной. Собор был созван в Гондаре лишь 9 янв. 1686 г., на нем была принята доктрина «соединения». В ответ на это «помазанники» поддержали в Годжаме мятеж самозванца Исаака, который удалось подавить только в нач. 1689 г. Очередной Собор, проходивший в Йебабе в 2 этапа (с 19 мая и с 14 июня 1688), закончился отлучением сторонников «помазания» и арестом их лидеров. В 1697 г. известный богослов Вальда Тенсаэ из евстафиан, к-рые склонялись к поддержке доктрины «помазания», предложил примирить спорящих посредством формулы «cоединение через помазание», однако она не была принята приверженцами «соединения». Наконец, на Соборе в Йебабе (1699) сторонники «соединения» восторжествовали (Чернецов. 1990. С. 278). Приверженцы «помазания» для видимости признали решения Собора, и им было разрешено вернуться в обители. Однако примирение было непрочным, и впосл. конфликт возобновился.

Царь Иясу I с царицей Валатта Сион и сви-той. Иллюстрация из кн. «Эфиопские хро-ники XVII–XVIII вв.» (М., 1929)Царь Иясу I с царицей Валатта Сион и сви-той. Иллюстрация из кн. «Эфиопские хро-ники XVII–XVIII вв.» (М., 1929)

Неясным остается вопрос, почему И. не получил помазание на царство в Аксуме, хотя собирался сделать это еще в 1688 г. В февр. 1691 г. в Аксумском соборе Богоматери Сионской ему принесли находившийся в сундуке, закрытом на 7 запоров, ковчег завета, к-рый, согласно эфиоп. преданию, Менелик I привез из Иерусалима. Когда запоры были сняты, И., как сказано в пространной хронике его царствования, получил от ковчега мудрые наставления «для управления миром земным» и «для наследования мира небесного». Однако обряд помазания на царство над И. не был совершен ни в этот раз, ни в февр. 1693 г., когда он посетил Аксум вместе с митр. Синодой. Не исключено, что противодействовал помазанию именно митрополит, поскольку в июле того же года царь обнародовал грамоту копт. патриарха о смещении Синоды и назначении митрополитом Эфиопии Марка.

В 1690 г. И. впервые в эфиоп. истории упорядочил иерархию двора и эфиоп. знати, разделив ее на 14 ступеней. Первым после царя стоял бехт-вадад (министр двора и первый министр), за ним - бэлятен-гета (начальник старших пажей, составлявших личную охрану царя), еще ниже - аккабе-саат (глава придворного духовенства) и т. д.

От отца И. унаследовал власть над областями Дэмбия и Бэгемдыр (Бегамедр), составлявшими царский домен, и стремился расширить свои территории. Первый поход он предпринял для защиты обл. Годжам от набегов галласов. 26 мая 1684 г. в сражении с племенем валло, в ходе которого царь сам повел в атаку воинов, противник был разбит. Впервые за мн. десятилетия был проведен успешный рейд в глубь оромских земель; ряд соседних племен добровольно покорились И. Вскоре набеги галласов на Годжам и Дамот продолжились, но царь гораздо охотнее воевал с народами агау и шанкалла (кунама), поскольку эти войны сулили богатую добычу, прежде всего захват рабов: их продажа мусульм. купцам служила стабильным источником пополнения казны. Весной 1700 г. И. разорил множество оромских селений, но 4 мая на обратном пути войско попало в засаду и было по большей части уничтожено. В отношении обл. Ласта, населенной христианами, но вышедшей из повиновения еще при Иоанне I, И. проводил осторожную политику, избегая военного принуждения. Издав указ (нояб. 1698) об упорядочении взимания таможенных пошлин на подвластной ему территории, он одновременно запретил купцам ходить через мятежную Ласту. Наиболее значительным военным предприятием И. стал поход в землю Гибе в 1704 г. Так далеко на юг (почти на 500 км от Гондара) не заходил ни один из прежних эфиоп. царей, а позже туда отправился только Менелик II (1889-1913), окончательно присоединивший эту территорию к Эфиопии. В Гибе И. разгромил племена галласов и освободил из плена христиан. Он также выбрал и утвердил наместника обл. Эннарья, к-рая с XIII в. считалась отдельным «царством» омотоязычных племен и была частично христианизирована.

В правление И. впервые после ликвидации иезуитских миссий в Эфиопии (1632) активизировались ее контакты с католическим Западом. В 1699-1700 гг. при дворе И. в Гондаре жил французский врач Ш. Ж. Понсе, который лечил царя и должен был убедить его завязать дипломатические отношения с Францией и допустить в страну католич. миссионеров. Обе цели были выполнены: вместе с Понсе во Францию был отправлен посол с письмом от И. к Людовику XIV, а незадолго до этого Римский папа Иннокентий XII (1691-1700) направил в Эфиопию францисканскую миссию с посланием И. Царь ответил его преемнику Клименту XI письмом (в целях конспирации на араб. языке) с признанием правоверия Римско-католической Церкви, хотя вряд ли имел серьезное намерение принять унию. Понсе оставил воспоминания об И. и о своем пребывании в Эфиопии (впервые изд. в Париже в 1704).

Весной 1705 г. И. заболел и удалился на о-в Антония на оз. Тана, назначив своего сына и наследника Такла Хайманота бехт-вададом. Опасаясь, как бы И. не объявил наследником одного из сыновей своей недавно умершей любимой наложницы Кэддэста Крэстос, мать Такла Хайманота Малакотавит организовала заговор. В февр. 1706 г. Такла Хайманот был неожиданно вызван к царю, но заговорщики убедили его не ехать и немедленно возвели на трон. 8 марта сын выступил в поход против отца, но тот вновь заболел и 16 марта отрекся от престола. Свергнутый монарх был заключен во дворце на о-ве Чыкла-Мэнзо на оз. Тана. Спустя неск. месяцев, опасаясь, что сторонники И. из Годжама могут его освободить и вернуть на престол, брат Малакотавит Павел и его сообщник Дэрмэн с воинами прибыли на остров, расстреляли И. и бросили его тело в костер. Священники и монахи похоронили останки И. в фамильной усыпальнице на о-ве Мэцраха. В 1708 г. отцеубийца Такла Хайманот I, прозванный в народе Проклятым, был убит. По приказу нового царя - Феофила (1708-1711), брата И., во 2-ю годовщину его гибели Малакотавит, Павел, Дэрмэн и убийца Такла Хайманота были казнены.

Пространную хронику правления И. начал составлять придворный историограф Хаварья Крэстос. 4 мая 1700 г. он погиб от рук галласов, разгромивших царское войско, и его должность занял придворный свящ. За-Вальда Марьям. Во время похода 1704 г. За-Вальда был отослан из стана, и события похода фиксировал один из младших писцов. Последние 2 года правления И. освещены лишь в соответствующих разделах кратких хроник (Basset. 1881; Béguinot. 1901; Perruchon. 1901; Raineri. 1992). Известно также пространное Житие И. (Conti Rossini. 1942). И.- 1-й эфиоп. монарх, описания печати к-рого в источниках и даже ее оттиск сохранились.

Ист.: Basset R. Études sur l'histoire d'Éthiopie. Pt. 1: Chronique éthiopienne, d'après un manuscrit de la Bibliothèque nationale de Paris // J. asiatique. Ser. 7. 1881. Vol. 17. P. 349-374 [эфиоп. текст]; Vol. 18. P. 293-324 [франц. пер.]; Béguinot Fr. La Cronaca abbreviata d'Abissinia, nuova versione dall'etiopico e commento. R., 1901. P. 82-87; Perruchon J. Notes pour l'histoire d'Éthiopie: Le règne de Iyasu (Ier), roi d'Éthiopie de 1682 à 1706 // Revue sémitique. 1901. Vol. 9. P. 71-78, 161-167, 258-262; Annales Iohannis I, Iyâsu I, Bakâffâ / Ed. I. Guidi. Parisiis; Lipsiae, 1903. Vol. 1. P. 57-267. (CSCO; 22. Aeth. Ser. altera; 5) [эфиоп. текст]; Vol. 2. P. 57-288. (CSCO; 23. Aeth. Ser. altera; 6) [франц. пер.] (рус. пер.: Эфиопские хроники XVII-XVIII вв. / Введ., заключ., пер. с эфиоп. и коммент.: С. Б. Чернецов. М., 1989. С. 64-254); Conti Rossini C. Iyasu I re d'Etiopia e martyre // RStO. 1942. Vol. 20. P. 65-128 (рус. пер.: Эфиопские хроники XVII-XVIII вв. М., 1989. С. 255-282); A Letter in Arabic to Pope Clement XI from Emperor Iyâsu I of Ethiopia / Ed., transl. R. Y. Ebied, M. J. L. Young // OCP. 1973. Vol. 39. P. 408-418; Raineri O. Il regno di Iyâsu I°, re d'Etiopia dal 1682 al 1706 // Ibid. 1992. Vol. 58. P. 213-240; Lettere tra i pontefici romani e i principi etiopici (sec. XII-XX): Versioni e integrazioni / A cura di O. Raineri. Vat., 2005. N 51-53. (Collectanea archivi Vaticani; 55); Poncet J.-Ch. Relation de mon voyage d'Éthiopie, 1698-1701 / Éd. É. Poix. Besançon, 2010.
Лит.: Болотов В. В. Несколько страниц из церковной истории Эфиопии. Ч. 2: Богословские споры в эфиопской церкви // ХЧ. 1888. Ч. 2. № 7/8. С. 46-57; Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XVII в. М., 1990. С. 221, 224-285, 287-289; Raineri O. La storia di Iyâsu (1682-1706), secondo Cerulli Etiopico 318 // OCP. 1994. Vol. 60. P. 247-253; Bosc-Tiessé Cl. Iyasu I // EncAeth. Vol. 3. P. 249-251; Böll V. Ase Iyasu I (1682-1706) and the Synod of Y« baba // Proc. of the 16th Intern. Conference of Ethiopian Studies / Ed. Sv. Ege et al. Trondheim, 2009. Vol. 2. P. 65-73.
С. А. Французов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЗКИР (V в.), свящ., мч. (пам. эфиоп. 20 или 21 нояб.)
  • АРЕФА († 523), эфиопский мч. (пам. 24 окт., эфиоп. 26 хэдара (22/23 нояб.)
  • АФАНАСИЙ († нач. IV в.), мч. Клисмийский (пам. эфиоп., груз. 18 июля)
  • БАЭДА-МАРЬЯМ эфиопский царь (1468-1478)
  • ГАЛАВДЕВОС (ок. 1521-1559), эфиоп. царь (1540-1559), св. (пам. эфиоп. 27 магабита/23 марта)
  • ГЕОРГИЙ НОВЫЙ († 13 июня 978), егип. мч. (пам. копт. 19 паоне (арабизированное - бауна); эфиоп. 19 сане (13 июня))
  • ЕВСЕВИЙ (нач. IV в.), мч. Египетский (пам. копт. 23 амшира, пам. эфиоп. 23 якатита (17 февр.))
  • ЕПИМА [Бима], мч. Египетский (пам. копт. 8 эпепа (араб. абиб), эфиоп. 8 хамле - 2 июля)